Люди склонны создавать коллективы (группы, кружки,
секции) исходя из
общих увлечений, интересов. Спорт имеет много направлений, известных и
не очень.
Среди известных – мотоспорт. Он объединяет людей, похожих по
темпераменту, запасу знаний, увлечениям, физическим и интеллектуальным
возможностям, неформально группирует их в команды, разрушая
психологические барьеры и значимость социального положения, заставляет
обмениваться практическими навыками и знаниями, и иногда – отстаивать
честь города (региона, страны) на спортивной арене.
Для занятий мотоспортом требуется хорошее здоровье,
устойчивая
психика, дисциплинированность, самоотверженность. С
технической
точки зрения мотоспорт способствует решению конструктивных
задач,
накоплению информации и поиску новых идей для
совершенствования
серийной продукции. Таким образом, мотоспорт и
автомобилестроение
взаимно дополняют друг друга в широкой
области человеческой
деятельности. С экономической точки зрения
мотоспорт оказывает
существенное влияние на реализацию продукции и запасных частей. Ведь
одобрение у потребителей получают те марки машин и
мотоциклов,
которые успешно выдержали различные испытания в
соревнованиях.
Нельзя не учитывать и то, что мотоспорт является одним из массовых
спортивных зрелищ.
Сегодня нет необходимости доказывать
огромное значение регулярных
занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья,
предупреждения заболеваний, повышения устойчивости и сопротивляемости
организма. При правильной тренировке и здоровом образе жизни люди
могут длительно сохранять здоровье и высокие функциональные
возможности организма. Мотоспорт является активным помощником в этом
направлении. Ведь в этом виде спорта спортсмен не только активизирует
резервные силы организма (задействованы практически все отделы
мускулатуры спортсмена), но и ведет активную умственную работу по
оттачиванию навыков и настройке мотоцикла. Заболевания у
мотоспортсменов - результат не занятий спортом как таковых, а
определенных "факторов риска". Их изучение, с учетом специфики каждого
вида мотоспорта, выявление, предупреждение и устранение значительно
уменьшат возможность повреждения здоровья позволят сохранить его даже
в условиях самой напряженной тренировки, а тем самым будут
способствовать совершенствованию тренировочного процесса, повышению
спортивных результатов и надежности спортсменов, усилят социальную
значимость спорта.
Распространенное же среди определенной части ученых,
тренеров,
спортсменов и журналистов мнение о несоответствии понятий "спорт"
(мотоспорт, все-таки, несет в себе некоторую опасность для здоровья) и
"здоровье" не только не имеет достаточных оснований, но и опасно, ибо
создает представление об определенной фатальности, мешает тем самым
поиску и устранению факторов риска, ставит под сомнение
целесообразность достижения рекордных результатов.
Мотокросс не нуждается в переводе.
Это слово одинаково звучит и
понимается на большинстве языков мира. Нет необходимости объяснять и
сущность кросса, поскольку преодоление
пересеченной местности
существует во многих видах спорта. Значительно труднее назвать дату
первых соревнований: попытки ездить на мотоцикле по бездорожью так
же стары, как и мотоцикл.
Принято считать, что первым спором мотоцикла с другим транспортным
средством в езде по бездорожью была «гонка за лисой», состоявшаяся
вблизи Лондона на военном учебном плацу в 1908
году. Тогда 13
мотоциклистов и 16
всадников на конях решили выяснить, кто быстрее
вне шоссейных
магистралей. Полную победу одержали кавалеристы. Это не
смутило
поклонников мотоцикла.
В разных европейских странах, прежде всего в
Великобритании и
Франции, стали проводить импровизированные мотокроссы, не имевшие ни
четких правил, ни программы. Интереса у публики они не вызывали. В
1913 году в программу первых
международных шестидневных
мотосоревнований ФИМ были введены испытания на
плохих проезжих
дорогах. Но популярность у зрителей завоевали не они, а подъемы на
холм. Мотоциклисты по очереди штурмовали крутые вершины,
которые,
как правило, были недосягаемы, и победитель
определялся по
наибольшему количеству пройденных метров.
Конечно, ни «гонку за лисой», ни шестидневку, ни подъемы на
холм
нельзя считать родителями кросса. Это были лишь попытки найти более
или менее
приемлемую форму соревнований мотоциклистов
по пересеченной
местности.
Она появилась лишь после второй мировой войны.
Мотокросс развивается стремительно, и тот, кто хочет добиться в нем
высот, не может позволить себе жить старым багажом. Это относится не
только к машинам, но и к людям.
|